10 способов убить инициативу у детей или как потушить глаза ребенка.
Наверное, каждый родитель много раз замечал, когда радостный
ребенок загорался какой-то идей и делился ей с вами. И как неловко сказанная
фраза, а иногда и очень ловко сказанная и соответствующая правде, работала как
своего рода огнетушитель для веселых огоньков в глазах детей.
Почему-то у нас, родителей, гораздо больше в арсенале фраз-огнетушителей,
нежели фраз-спичек. А иногда так хочется засунуть эти огнетушители подальше и
дать огню разгореться.
Ребенок приходит к родителю и говорит: «Я решил нарисовать
большую картину и подарить бабушке.» или «Я решила участвовать в школьном
спектакле.»
Как «помочь» ребенку забыть о своей идее:
Сказать,
чем лучше ему заняться по вашему мнению. «Хорошо, только сначала уберись в
комнате…» или «Только лучше бы ты…помог по хозяйству, сделал уроки…»
Обламать
крылья. «Хорошая идея, но для этого надо уметь рисовать, петь, танцевать….»
Предостеречь:
«Попробуй, только с твоими способностями тебе придется сильно постараться»
Обратиться
к предыдущему негативному опыту: «Давай, только смотри, чтобы не
получилось, как раньше…»
Напомнить
о том, что не закончено: «Опять ты со своими идеями, столько начатых дел и
не одного законченного.»
Начать
проявлять/перехватывать инициативу или предлагать помощь: «Замечательно,
давай я сделаю фон, а ты детали.» или «Давай, я договорюсь с
преподавателем…». Ребенок часто хочет сделать что-то сам и говорит вам о
своем желании не потому, что нуждается в помощи.
Рассказать
о возможных сложностях: «Отличная идея, только тебе придется учить большие
тексты и ходить на репетиции…»или «Чтобы нарисовать стоящую картину, нужно
сначала задумать сюжет и нарисовать карандашом, потом положить фон и дать
просохнуть… потом…». Ребенок думает: «Как все сложно, лучше и не буду
браться»
Указать,
как правильно и неправильно: «Давай, только начинать нужно всегда с ….Так
не наносят краску, это надо делать так…» или «Так ты никогда не выучишь
слова, нужно сделать так..» Конечно вы умнее и знаете как надо, но можно
дать возможность и ребенку поисследовать и понять, что сейчас, что потом и
как делать не надо – это же опыт..
Заглядывать
в будущее: А если бабушке не понравится
твоя картина, а вдруг у тебя не получится?