Хотела поделится простыми способами, которые помогут сделать обучение немного легче. Эти способы взяты из книг Ю.Гипенрейтер и К.Прайор. Но к сожалению, у меня от прочтения книг до осмысления и применения на практике прошло долгое время...
- Разбивайте большое задание на подзадания и записывайте их для себя и ребенка. Например, в решении математической задачи можно выделить такие этапы: прочесть задачу, обсудить план решения, решить в черновике, записать в чистовик. Для многих детей актуально увидеть большое непосильное задание раздробленное на несколько более маленьких и вполне посильных.
- Используйте «я-высказывания». Меня часто охватывала трясучка, когда мы садились заниматься. Справится со своим гневом и раздражением на дочку и не загнать обучение в тупик своими обвинениями в тупости, медлительности, непонятливости и еще много в чем, было ох как не просто. Когда я совсем закипала, то делала три глубоких вздоха и медленно формулировала я-высказывание: «Я очень раздражаюсь, когда, слушая меня, делают все наоборот».
- Поддерживайте эмоционально любое движение в сторону нужного результата. Пусть ваша положительная реакция будет неадекватной. «Ты прочитал всю задачу. Отлично!» Можете описать, как ребенок читал: «Ты читал медленно, но очень четко, Молодец».
- Старайтесь не критиковать без надобности. Т.е. критикуйте или исправляйте только то, что касается конкретного решения задачи. Если же ребенок начинает грызть ручку или ковырять в носу или коряво писать, то используйте я-высказывание: «Не люблю, когда грызут ручки».
- Когда необходимо указать на ошибку в решении , указывайте. Однако сразу после отметьте, что положительного сделал ребенок. Например: «5+7=12, а не 13. Но я видела, как ты старался сосчитать правильно и загибал пальцы.»
- Обучение должно строится по принципу + - +. Перед тем как заниматься покажите ребенку свою безусловную любовь. Обнимите и дайте понять, что вне зависимости от результатов обучения вы его любите. Когда надо исправить ошибки, делайте это. Но после отметьте его старание и завершите обучение на положительной ноте.
- Положительная нота в конце занятия - залог успешного следующего занятия. Так что в случае с задачей, дайте ребенку очень простой пример, который он явно сможет решить, и похвалите его за решение: «Сколько будет 2+3? Молодец. Умница!»
Использование этих способов помогло нам с дочкой самостоятельно пройти программу первого класса и сэкономило массу наших нервных клеток J
Удачи вам в ооочень непростом деле!
|