Как мотивировать детей ? Внутренняя и внешняя мотивация.
- Иди делай уроки!
– Не хочу.
- Если сделаешь, получишь 50 рублей.
Как вы относитесь к денежной мотивации детей? Вроде нет ничего
криминального в том, чтобы ребенок «зарабатывал» небольшую сумму за
сделанные уроки, хорошо убранную комнату, примерное поведение. Но все не
так просто. Психологи утверждают, что постоянная внешняя мотивация,
убивает внутреннюю.
Вот небольшая притча на эту тему. Один обеспеченный еврей держал
гончарную лавку в арабском квартале Иерусалима. Торговля шла неплохо, но
удручало одно. Каждый день вечером прибегали арабские мальчишки и
разбивали камнями непроданные горшки. Еврей долго думал, как их отучить и
сделал так. На следующий вечер он сказал им, что даст по доллару за
каждый разбитый горшок. Довольные мальчишки разбили горшки, получили
причитающиеся деньги и убежали. Так продолжалось несколько дней. Затем
еврей сказал им, что дела у него идут все хуже и он сможет платить
только по 50 центов. Мальчишки продолжали бить горшки за эту
«вознаграждение» еще несколько дней. После этого еврей снижал постепенно
цену на 10, 20 и 30 центов. Еще через несколько дней еврей объявил им,
что дела его совсем плохи, и он будет платить им только по 1 центу.
Тогда из толпы вышел главарь мальчишек и сказал: «За кого ты нас
принимаешь?. Мы не собираемся за один цент бить тебе все горшки.» И они
гордо ушли и больше не возвращались, а горшки мудрого еврея оставались
целыми.
К сожалению, исследования показывают, что в жизни выходит так же, как в
притче. Например, самодеятельный клуб шахматистов, участники которого
встречались и решали шахматные этюды просто так, перестает существовать,
когда за встречи сначала начинают платить, а потом перестают.
Таким образом, если мы постоянно получаем вознаграждение за наш труд, то
вероятнее всего работать без вознаграждения мы не будем То же самое
происходит с нашими детьми, которым родители доплачивают за сделанные
уроки, помощь по дому или примерное поведение.
Вопрос внутрнней мотивации очень глубокий. На ее формирование влияет
множество факторов: интерес, желание, любопытство, получение
удовольствия, самосознание, совесть и пр. Внешней же мотивацией:
излишней похвалой, денежными и иными подкреплениями, мы убиваем
внутреннюю мотивацию или не даем ей развиваться. Хотя оговорюсь, что
неожиданное, единовременное вознаграждение за сделанную работу может
даже поддержать внутреннее желание что-то сделать.
Для того чтобы понять, а как же развивать внутреннюю мотивацию ребенка,
обратитесь прежде всего к своим чувствам и к своим примерам:
Для чего ребенок решает задачки? Иногда, чтобы получить удовлетворение
от правильно найденного ответа или процесса записи и выстраивания цифр и
формул на бумаге, а иногда, чтобы не чувствовать себя глупо у доски.
Подумайте для чего вы убирайте дом? Чтобы кто-то похвалил вас или чтобы
было уютней и проще найти нужную вещь. Отталкивайтесь от своих чувств и
эмоций, но не перекладывайте их полностью на детей, а больше наблюдайте
за ними и смотрите, что нравится им.
Согласна, что внутреннюю мотивацию ребенка нужно развивать. Но вот можем ли мы, взрослые, ответить честно себе на вопрос "Зачем я это делаю". Какие мысли приходят в голову, когда, к примеру, убираем квартиру. Если задавать себе этот вопрос, то вполне возможно, что ответ "Чтобы заслужить похвалу" будет встречаться гораздо чаще, чем "Чтобы было уютней".
По своему опыту знаю, как только признаешь за собой, что нужна похвала, сразу хочется, чтобы в доме было комфортнее.
И как следствие, ребенок без всяких напоминаний прибирают свое рабочее место.
Вот и получается, что воспитывать нужно себя. Это, кстати, намного проще. С собой любимым всегда можно договориться
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]